Menu

Адаптация в школе

АДАПТАЦИЯ В ШКОЛЕ.

Основные проблемы, возникающие  в период адаптации к условиям обучения  в средней школе

Практически любой учитель скажет, что начало пятого клас­са — сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограни­чиваются рамками учебного процесса, но связаны и с орга­низацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа — сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в боль­шинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в шко­ле стало сложнее, потому что:

  • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
  • непривычное расписание (новый режим);
  • много новых кабинетов, которые неизвестно как рас­положены (или даже новое здание средней школы);
  • новые дети в классе (или я сам в новом классе);
  • новый классный руководитель;
  • в средней школе мы снова — самые маленькие, а в начальной были уже большими;
  • проблемы со старшеклассниками (например, в буфе­те или в туалетной комнате).

Для современного пятиклассника, приходящего в школу первого сентября, зачастую все оказывается новым: учителя, иногда и одноклассники, и даже обучение — предметное.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не толь­ко от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в роди­тельских анкетах наиболее часто указываются:

  • возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
  • возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
  • новые,  непривычные  требования  к  оформлению работ;
  • необходимость самостоятельно находить дополни­тельную литературу и работать с ней.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у мно­гих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Напри­мер, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окру­жающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружаю­щих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Дети очень спо­собные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, ан­глийским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая.

Возрастные психологические особенности пятиклассников

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологи­чески этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования млад­шего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противо­стоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм — первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уни­кальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверитель­но-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе проис­ходит моделирование социальных взаимоотношений, усваи­ваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нрав­ственные ценности. Познание. Другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собст­венные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Та­ким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способ­ности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно вли­яет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способ­ности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоцио­нального благополучия подростка. В противоположном слу­чае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертат­ного возраста (рассогласование темпов роста и развития раз­личных функциональных систем и т. п.), можно понять и край­нюю эмоциональную нестабильность подростков.

 

Рекомендации педагогам по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года.

Процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть самым разным.

Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребёнка. Однако, если лёгкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребёнка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому, очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать чёткие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Именно “ориентированность на ошибку”, которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам, как к недопустимому наказуемому явлению, — одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми:

  1. Дети не знают имен учителей — на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество;
  2. Дети не знают по именам новых учеников — на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность;
  3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября;
  4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запоминали.

Меры, способствующие организации работы в классе:

  1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними);
  2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.
  3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
  4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.

Меры, способствующие снижению тревожности у детей

  1. В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений,
  2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.
  3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
  4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:

а) обязательные дисциплинарные требования (правила):

  • здороваемся стоя;
  • не перебивать ни учителя, ни ученика;
  • поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
  • опоздания не допускаются;

б) организация учебного процесса:

  • наличие необходимых учебных пособий;
  • соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);

в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:

  • проявлять уважение друг к другу;
  • звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.
  1. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник — для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник — классный руководитель или учитель-предметник.
  2. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.
  3. Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
  4. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *